Защита интеллектуальной собственности
+7(965)215-29-51
 
Все, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство.
Андрэ Моруа


Читайте также



Правовые нюансы, возникающие при создании и продвижении кино-продукции

Появление всё новых и новых способов использования объектов интеллектуальной собственности.

Ещё несколько лет назад мы не ничего не знали о технологиях «видео на заказ» (VOD), «потокового» телевещания через Интернет, доставки сигнала со спутника непосредственно потребителю (DTH), не было кинотеатров формата ЗD.

Поэтому договоры читают и редактируют теперь не только продюсеры, главы киностудий и их юристы, но и авторы, стремясь продать результаты своего труда как можно выгоднее.

Поэтому правообладатель теперь может не только ограничивать объем прав, предоставляя лицензию на определенные способы использования, но и сужать сферу использования результатов своей творческой деятельности (реализации предоставленных прав) до какого-то определенного сегмента рынка или вида продукции. Зачем, например, предоставлять одному субъекту разрешение любое воспроизведение и распространение кинофильма, если можно ограничиться воспроизведением и распространением на носителях или Blu-ray.

Произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств, в том числе кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации, признаются аудиовизуальными произведениями (ст. 1263 ГК РФ).

Указанные произведения отнесены законодателем к категории сложных объектов, включающих в себя несколько результатов интеллектуальной деятельности (ст. 1240 ГК РФ).

Как известно, большинство фильмов включают в себя литературный сценарий, музыкальное сопровождение, и предполагают организационно-постановочную работу режиссера. Поэтому авторами аудиовизуального произведения признаются три лица – автор сценария (сценарист), режиссер-постановщик и автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения (композитор).

Аудиовизуальное произведение включает в себя и иные результаты интеллектуальной деятельности. К созданию фильма имеют непосредственное отношение художник, оператор-постановщик, монтажер, звукорежиссер, гример, автор костюмов и т.д. Однако авторы иных произведений (за исключением трех указанных выше), вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор произведения, положенного в основу сценария, или авторы иных включенных в фильм музыкальных произведений, которые специально не создавались для этого фильма), так и созданных в процессе работы над ним, авторами аудиовизуального произведения в целом не признаются, но обладают авторским правом каждый на свое произведение в отдельности.

При этом закон, естественно, не запрещает одному лицу выступать сразу в нескольких творческих ипостасях.

По общему правилу, установленному ГК РФ (а до 2008 г. – специальными законами), любое использование результата интеллектуальной деятельности, допускается только на основе разрешения (письменного договора) автора или иного правообладателя.

Договорные схемы, направленные на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе для целей их использования в составе фильма, можно разделить на два типа:

  • о создании объекта и последующее приобретение прав на него;
  • о приобретении прав на уже созданные объекты.

Первый тип отношений, как правило, оформляется путем заключения договора авторского заказа.

Согласно ст. 1288 ГК РФ по данному договору одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Договор авторского заказа по своей сути является возмездной сделкой, однако ГК РФ позволяет сторонам предусмотреть иное. В этом случае в договоре должно быть четко прописано, что он является безвозмездным.

Объем прав на результат интеллектуальной деятельности автора, получаемый заказчиком, также должен прямо определяться договором.

Естественно, заказчик исходит из того, что произведение будет создано именно этим автором лично. Однако, ввиду отсутствия четких норм на этот счет в законодательстве, мы рекомендуем прописывать условия о том, что автор не вправе привлекать к созданию произведения соавторов без согласия заказчика и, тем более, возлагать свои обязанности на другое лицо.

Создание соответствующего произведения или иного результата интеллектуальной деятельности может быть также поручено в рамках выполнения трудовых обязанностей.

Основная масса сложных произведений создаются именно в процессе трудовых правоотношений. Ведь чтобы объект интеллектуальной собственности стал инструментом извлечения дохода в него нужно вложить не только творческие усилия, но и порой значительные инвестиции, на которые сам автор обычно не готов. Иногда достижение положительного результата невозможно без дорогостоящего оборудования, специальных помещений и т.д. Учитывая это, законодатель предусмотрел общее правило, согласно которому исключительное право на служебное произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

При этом работодателю рекомендуется начать использование служебного произведения в течение 3-х лет со дня, когда оно было предоставлено в его распоряжение, либо в течение этого же срока – передать исключительное право на данное произведение другому лицу, либо сообщить автору о сохранении произведения в тайне. В противном случае, исключительное право на служебное произведение возвращается к автору.

Следует также учитывать, что работник (автор) имеет право на получение вознаграждения за использование служебного произведения. Его размер должен определяться отдельным соглашением сторон (по сути, являющимся договором гражданско-правового характера), а в случае спора – судом. Поскольку такое вознаграждение не является заработной платой, оно подлежит и иному порядку налогообложения.

Оформления трудовых отношений с творческим работником должны происходить в полном соответствии с требованиями трудового законодательства РФ.

Во избежание спорных ситуаций на тему является ли произведение «служебным», рекомендуется запастись документами, подтверждающими факт создания данного произведения в порядке выполнения служебных обязанностей или задания работодателя. Таковыми документами могут служить, в частности: правильно составленный трудовой договор, должностная инструкция, письменное задание (приказ) работодателя и акт сдачи-приема результата работы. Важно, чтобы среди письменно зафиксированных обязанностей работника-автора фигурировала обязанность создавать результаты интеллектуальной деятельности и передавать творческие результаты работодателю.

Так, при экспертизе договорной базы одной достаточно крупной медиа-компании, недавно проведенной специалистами нашей юридической компании, выявилась масса ошибок при оформлении трудовых договоров и иных документов с творческими работниками. Создатели произведений работали по всевозможным договорам на оказание обезличенных услуг, иногда заключенным абсолютно на другие функции, творческие задания не оформлялись, документы о переходе прав к работодателю отсутствовали или составлены с нарушениями требований закона. Принимая на работу режиссера или сценариста необходимо, чтобы именно такая должность и фигурировала в его договоре и трудовой книжке. Как уже было неоднократно доказано судебной практикой, даже если работник использует для создания произведения материалы и оборудование работодателя, это вовсе не означает, что он создал служебное произведение. Просто он занимался «не тем» на работе, творил «для души», и заставить его передать права на свои произведения работодателю будет проблематично.

Если же проблема уже возникла, то осуществлять использование «спорного» служебного произведения до ее однозначного решения также не рекомендуется. Содержащиеся в законодательстве санкции ответственности за нарушение авторских прав весьма многогранны. Потерпевший автор вправе не только подать иск с требованием убытков или компенсации (взыскиваемой вместо убытков при доказанности факта правонарушения), предусмотренный законом максимальный размер которой на сегодняшний день составляет – 5 000 000 рублей, но и обратиться в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 146 УК РФ, если нарушение причинило крупный ущерб.

Второй тип отношений – о приобретении прав на включение в фильм уже созданных объектов – может быть оформлен в виде договора об отчуждении исключительного права, по которому правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право в полном объеме; либо в виде лицензионного договора, когда правообладатель не перестает являться таковым, но в то же время, предоставляет Вам некий объем правомочий.

Лицензионный договор также имеет две формы:

  1. простая (неисключительная) лицензия – предметом такого договора является предоставление лицензиату (пользователю) права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиатом (т.е. правообладателем, предоставляющим право) права выдачи лицензий другим лицам.;
  2. исключительной лицензии, после предоставления которой правообладатель уже не сможет предоставлять лицензии третьим лицам.

В соответствии с пунктом 4 ст. 1263 ГК РФ изготовителем аудиовизуального произведения, является не киностудия (как до сих пор полагают многие), выполняющая цикл производственных работ, а продюсер .Именно продюсер является лицом, организовавшим создание такого произведения, и именно у него возникает исключительное право на фильм.1

В соответствии с пунктом 1 ст. 1240 ГК РФ лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования вошедших в него результатов интеллектуальной деятельности на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, именно продюсер сегодня должен заключать договоры с авторами и иными правообладателями на результаты интеллектуальной деятельности, включенные в аудиовизуальное произведение.

Следует отметить, что законодатель, при разработке части 4-й ГК РФ, предусмотрел еще больше, чем содержалось в ранее действующем Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», так называемых диспозитивных норм, которые применяются по умолчанию, если стороны прямо не оговорили иное. Например:

  • если договором прямо не предусмотрено, что предоставляется именно исключительная лицензия, она будет являться простой (неисключительной);
  • лицензиат (лицо, которому предоставлена лицензия) вправе переуступить (сублицензировать) какие-то полученные по лицензии права другому лицу только при письменном согласии лицензиара-правообладателя;
  • в случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
  • лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное; и так далее.

В связи с этим, продюсеры и руководство киностудий зачастую поступают не предусмотрительно, поручая согласовывать условия договоров менеджеру или линейному продюсеру, а не профессиональному юристу в области авторского права. В итоге какие-то условия, на которых специально не было акцентировано внимание в договоре, начинают толковаться в пользу другой стороны договора.

Важным моментом является то, что законодатель в пунктом 3 ст. 1263 ГК РФ предусмотрел особое право композитора – получать вознаграждение за использование своего произведения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения. Другим авторам такого права не предоставлено.

Данное право реализуется посредством института управления правами на коллективной основе. Вознаграждение композитору принято выплачивать через Российское Авторское Общество, посредством заключения, например, кинотеатрами, с Обществом Соглашения «о сборе вознаграждения при публичном исполнении аудиовизуальных произведений», и перечисления вознаграждения на счет Общества для его последующего распределения авторам.

Отметим, что на практике указанное дополнительное вознаграждение, причитающееся композиторам, нередко собирается и для авторов слов (текстов песни) к музыкальным произведениям. Мотивировкой этому служит довод о том, что законодатель, указав на то, что включенное в фильм музыкальное произведение может быть «с текстом или без текста», по сути, причислил к композиторам и поэтов-песенников. Какой-либо единой практики (в том числе судебной) по этому вопросу, к сожалению, пока не выработано.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом его использовании указывать свое имя или наименование, либо требовать такого указания от других лиц. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом (например, посредством проставления знака «копирайт» на DVD-дисках или иных экземплярах фильма).

Вместе с тем, за авторами аудиовизуального произведения (режиссер, сценарист, композитор), а также за авторами включенных в него произведений, в любом случае, сохраняются право авторства, право на имя и иные предусмотренные законом личные неимущественные права. Это означает, что имена лиц, чьи результаты творческого труда используются в фильме, также необходимо указывать при осуществлении каждого вида использования, если иное не было согласовано с автором или иным правообладателем. Например, автор может разрешить использовать его произведения без указания имени (анонимно), либо под псевдонимом.

В заключении обратим внимание на проблему вступления в договорные отношения с ненадлежащим правообладателем при использовании уже созданных произведений в составе фильма.

Сегодняшние реалии российского (да и международного) рынка интеллектуальной собственности, в том числе в области кинопроизводства, характеризуются тем, что найти действительного обладателя исключительного права на тот или иной охраняемый результат интеллектуальной деятельности бывает достаточно затруднительно, а включение этого результата в фильм представляется очень важным.

Проблема отчасти связана с тем, что возникновение, а равно и переход авторских прав от одного лица к другому не сопряжен с выполнением каких-либо формальностей. Централизованных баз данных по учету произведений, регистрирующих переход прав на них не существует.

Таким образом, даже если Вы разыскали непосредственного автора произведения, которое хотите использовать в составе фильма, это вовсе не означает, что он все еще обладает правами, а не передал их другим лицам. Вступление же в договорные отношения с недобросовестным правообладателем, точнее лицом, которое заявляет себя в качестве правообладателя, но на деле таковым не является, - наиболее типичный риск при создании сложных объектов.

Тем не менее, гарантом пресечения такой недобросовестности со стороны непосредственного автора произведения, включаемого в фильм, может являться жесткая договорная ответственность, в частности, штрафная неустойка.

Если же права приобретаются не у непосредственного автора, а у иного правообладателя, необходимо скрупулезно проверять факт наличия у него приобретаемых прав, а именно – требовать соответствующий договор с автором. В данном договоре, в первую очередь, следует проверить объем прав, переданных автором, а также наличие полученного от автора права передачи полученных прав третьим лицам.

Судебная практика традиционно исходит из того, что отвечать за нарушение требований закона должен тот, кто фактически использовал объекты интеллектуальной собственности, независимо от предоставленных ему контрагентом гарантий «чистоты прав». При этом суд исходит из того, что стороны такого договора могут потом сами разобраться между собой в порядке регресса, кто – кому – что гарантировал и обещал.

Однако недавно, благодаря усилиям нашей компании, был создан фактически прецедент, - часть компенсации за нарушение авторских прав была взыскана судом с недобросовестного правообладателя, который передал права на произведения, и даже показал своему контрагенту договор с автором, но о том, что этот договор был досрочно расторгнут упомянуть забыл.


1 Вопросам взаимоотношений киностудии и продюсера, работающего по найму и не являющегося организатором создания фильма, мы уделим внимание в следующих публикациях.

Эксперт ООО «Юридическое агентство «Копирайт»

Вадим Погуляев

Консультация: (495)780-27-09; Задать вопрос юристу

Главная|Вопросы |О компании|Контакты|Партнеры|Услуги|Публикации